Помню, в 2001 году мне выпало впервые освещать в газете презентацию "Феррари". Тогда это было торжественное собрание - ВИПы, смокинги, все очень чинно, посреди большого зала под алым покрывалом стоит ОНА. Вспышки фотокамер, покрывало слетает, и восхищенные голоса выплескивают эмоции: "Bella - красавица!"
В этом году, после всего набора элементов, отвечающих новому техническому регламенту, что мы уже видели на тестах, мучили меня перед показом смутные сомнения. Как оно будет выглядеть все вместе, целиком и полностью болид сезона-2009? Но утром все опасения развеялись: "Феррари" по-прежнему Bella...
И хотя правила в этом году кардинально поменялись, да и Альдо Костаутверждает, что болид создан с чистого листа, если снять с прошлогодней F2008 это нагромождение крыльев, дефлекторов и прочих аэродинамических элементов, вы без труда рассмотрите в ней формы новинки F60 - эти плавные перекаты боковых понтонов или узкий нос. "Формула-1" не вернулась в 90-е и не забыла махом весь тот опыт, что накапливался годами. Аэродинамические ухищрения запретили, но, скажем, компактную систему охлаждения и от сезона к сезону все уменьшающиеся воздухозаборники никто не отменял. А потому болид, как выразился Фелипе Масса, получился "маленьким".
И хотя мне в первую очередь в глаза бросилось то, чего на этой машине (по моему представлению) не должно было быть - оригинальные крепления зеркал заднего вида, уж слишком очевидно смахивающие на прошлогодние вертикальные плоскости на боковых понтонах - давайте начнем изучение F60 с начала. То есть с носа. Здесь, кстати, тоже обнаружились неожиданности: кроме предписанных двух плоскостей переднего крыла там оказались еще и два небольших "закрылка". Если их виртуально продлить и сомкнуть с носом, что сейчас запрещено правилами, ибо в центральной секции не должно быть дополнительных элементов, думаю, получится что-то вроде привычных "усов", которыми F2008 отличался от соперников, громоздивших на носу "мосты". Вот вам как раз и пример веяний прошлого года...
Носовой обтекатель F60, в отличие от тех, что мы уже видели на "Уильямсе" или "БМВ" удалось сохранить достаточно узким. На вид он кажется еще и длиннее, но утверждать не буду - информации достоверной нет, и это может оказаться оптическим обманом из-за того, что область вокруг него стала совершенно "голой". Чего точно не будет на носу "Феррари", так это знаменитой "дырки", которую так никто и не скопировал в прошлом году. Во-первых, эту идею запретили в новом регламенте, во-вторых, в ней больше нет смысла. Если помните, главная функция отверстия заключалась в том, чтобы дать выход высокому давлению, которое образовывалось позади переднего антикрыла и создавало подъемную силу. Сейчас центральная часть шириной 50 сантиметров нейтральна и пропускает под нос чистый поток воздуха, с которым больше не нужно бороться замысловатыми способами.
Переходя к средней части болида стоит упомянуть, что переднюю подвеску конструкторы заметно переработали из-за перехода на слики, тормозную систему обновили. Ну а теперь те самые зеркала. Здесь "Феррари"явно "прогнула" правила, по максимуму использовав тот факт, что в этой области болида техническим регламентом не предусмотрены жесткие ограничения на аэродинамику. Суть в том, что боковые понтоны команде удалось укоротить и отнести чуть-чуть назад. Насколько - видно по выступающей горизонтальной плоскости в верхней части. Кстати, логично было бы предположить, что это боковое ребро жесткости, но Николас Томбасис утверждает, что это аэродинамический элемент. Так вот, сдвинув понтоны, Скудерия освободила себе пространство, в котором и разрешено поместить увенчанную зеркалами конструкцию. Понятно, что зеркала - только предлог. Многие пилоты (например, Дэвид Култхард), которые опробовали такие решения в прошлом году, жаловались, что в них плохо видно, что творится позади. Некоторые команды вернулись к традиционному креплению по бокам кокпита - "Рено" сделал это еще год назад. Но у "Феррари" здесь другая цель - вся эта стойка представляет собой детально проработанный дефлектор, который призван формировать поток вокруг боковых понтонов.
Снизу под основными воздухозаборниками можно заметить маленькие круглые отверстия, которые, предположительно, предназначены для охлаждения электроники и батарей системы восстановления кинетической энергии. KERS, созданный совместно с Magneti Marelli, на болиде стоит, Массаего сегодня впервые протестировал, отрапортовал, что ему понравилось. А это значит, что "Феррари" отлично потрудилась в упаковке задней части болида и хорошо продумала систему охлаждения - нынешнее решение не сравнится ни с той "ноздрей", что красовалась на алом болиде во время тестов в Барселоне, ни даже с показавшимся тогда весьма элегантным решением "БМВ". Разумеется, как и все команды, Скудерия в первую очередь будет оценивать целесообразность использования KERS в гонках.
Задняя часть болида смотрится непривычно узкой после того, как с нее поснимали все флип-апы, крылышки, убрали жабры и отодвинули назад диффузор. Эту часть, как всегда, на фотографиях видно хуже всего, но можно смело утверждать, что к Мельбурну в первую очередь именно здесь произойдут одни из самых серьезных изменений - простенькие заднее антикрыло и диффузор сейчас просто соответствуют новым правилам и будут развиваться по ходу тестов. Кожух моторного отсека по форме аналогичен F2008 в варианте без "акульего плавника", который, кстати, не запрещен, но, возможно, в сочетании с таким высоким крылом не дает той выгоды, что раньше. Под "кожей" скрывается замороженный восьмицилиндровик 056, который пришлось придушить до 18 000 оборотов в минуту, потеряв на этом, предположительно, 25 лошадиных сил. Но не волнуйтесь, поклонники, везде, где можно было по моторному регламенту, "Феррари" произвела изменения, топливо и смазки от Shell тоже доработаны, так что F60 потерял по минимуму.
Остается только сказать итальянской команде спасибо за сегодняшнее эстетическое удовольствие - ждем повода поблагодарить за что-нибудь еще!
Наталия Дмитрук